Страница логопеда

   В каких случаях следует обращаться к логопеду?

image0014,5 – 5 лет – это критический возраст, до которого ребенок имеет право на «коверканье» слов. До этого возраста еще идет формирование звукового строя речи, и ребенок пробует различные варианты звукопроизношения.

Он может неправильно произносить шипящие звуки, у него нет звука «р», не совсем четко произносит твердый «л». Большинство детей к 4 – 5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки.

Если же ребенок так и не научился правильно говорить, идите к логопеду. Причем сделать это лучше не за неделю до 1 сентября, а задолго до него, чтобы было достаточно времени для коррекционной помощи.

Помощь логопеда нужна, если:

  • в 2 – 3 года ребенок взаимозаменяет звуки, например, говорит «сапка» вместо «шапка», но «шобака» вместо «собака» – это значит, что ребенок умеет правильно произносить звуки, но, возможно, не слышит или не различает их;
  • к 3 годам ребенок не слышит слоги в слове. Он может коверкать его до неузнаваемости, но и в его «версии» оно должно состоять из правильного количества слогов. Ведь гласные – это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговой структуры – сигнал того, что ребенок не слышит ритм слова;
  • к 4 – 5 годам у ребенка возникают трудности с образованием и видоизменением слов, с согласованием слов в роде, числе, а к 6 годам и в падеже;
  • ребенок заикается;
  • к 6 годам ребенок уже должен уметь составлять предложения, правильно пользоваться предлогами, не путая их, и перед школой четко знать «право – лево», «вчера – сегодня», «над – под». Незнание подобных вещей говорит о том, что нарушены зрительное восприятие и оптико-пространственные отношения. Что это значит?

Примером может служить любая картина. Мы воспринимаем ее целиком и лишь потом замечаем и разглядываем детали. У детей же фрагментарное восприятие, они видят сначала детали, позже складывая их в единое целое. Но к 6 годам восприятие должно «повзрослеть» и стать целостным. Проверить это можно таким образом.

Нарисуйте ребенку картинку, в которой будет много деталей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом – нет. Забор: справа грушевые деревья, слева – яблони. Из трубы идет дым. В левом углу – солнце, в правом – птицы и т. д.

image002Попросите ребенка перерисовать картину в точности. Не так важно, насколько хорошо она будет нарисована, важно, насколько точно. Если он поменял местами деревья или не увидел занавески – значит, он не замечает детали и зрительное восприятие нарушено.
В пространственных значениях «право – лево», «верх – низ» и т. д. – шестилетка уже легко разбирается сам. Но если даже после тщательных тренировок он путает эти понятия так же, как «вчера – завтра», придется прибегнуть к специальным упражнениям, которые подскажет логопед.

       К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды. К сожалению, сегодня все чаще случается, что старший дошкольник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Так что совет постоянно общаться с ребенком – по-прежнему актуален.

      Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии твердо выучить и выразительно произнести ни одно стихотворение – это тоже повод обратиться к логопеду.
image003

За консультацией или индивидуальной помощью Вы можете обратиться к логопеду дошкольного отделения

               Рудик Ольге Евгеньевне.